19 июля 2015

Российские железнодорожные перевозчики констатируют нехватку контейнеров на территории России. По словам участников рынка, дефицит возник в связи с падением стоимости отечественной валюты: грузовой транспорт, оставшийся за рубежом, сложно нагрузить товаром, а перегонять порожним невыгодно. В результате стоимость эксплуатации контейнеров в России выросла за последние месяцы в несколько раз, а отрасль железнодорожных перевозок испытывает серьезные проблемы

Как отмечает управляющий Контейнерным терминалом «C.I.T.» (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерий Денисов, объем импорта в Россию значительно сокращается с каждым месяцем, а уровень экспорта остается на прежнем уровне с незначительным трендом к росту. «Это изменение создало ощутимые трудности во многих грузообразующих субъектах, в том числе, в Свердловской области. Если до 2014 года количество контейнеров, поступающих из-за границы и отправляемых обратно, было более или менее сбалансировано, то сейчас контейнеры отправляются за рубеж в большем количестве, чем возвращаются в Россию. Образовался их дефицит», - констатирует Валерий Денисов.

По словам представителя компании ООО «МКС» Сергея Ковтуна, из-за высоких объемов экспорта стоимость транспортировки контейнеров на Дальний Восток заметно выросла:   «Сейчас ставки на пользование 40-футовых контейнеров доходят до 60 и даже до 80 тыс. руб., тогда как в прошлом году до возникновения проблемы они колебались от 4 до 8 тыс. руб. Больше всего дефицит контейнеров заметен в европейской части России, на территории от Санкт-Петербурга и Москвы до Екатеринбурга. В Уральском регионе еще не самая критичная ситуация: здесь уровень ставок – от 10 до 12 тыс. руб. Это гораздо ниже, чем в Москве, которая буквально бьет рекорды по ценам».

Первый вице-президент Объединенной транспортно-логистической компании, член президиума Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Ерхат Искалиев считает, что нынешняя ситуация не является негативной:  «Раньше импорт из-за рубежа преобладал в перевозках над российским экспортом, и возникала проблема отправки контейнеров в Китай и Европу. Сейчас ситуация изменилась. Текущее положение дел является позитивным для любой экспортоориентированной страны. В новых условиях необходимо создание новых продуктов, причем именно силами представителей бизнеса».

По его словам, одним из вариантов решения проблемы с дефицитом контейнеров для транспортных компаний является оформление небольших партий заказов и консолидация грузов. «В Казахстане сейчас растет импорт из-за реализации нескольких мега-проектов, в числе которых - организация EXPO, индустриализация территорий и создание крупных нефтепроектов.  Благодаря увеличению импорта можно успешно добрасывать российские грузы до Казахстана, а затем перебрасывать их в приграничные районы России, где фиксируется дефицит контейнеров», - поясняет Ерхат Искалиев.

Исполнительный директор транспортной группы Fesco Сергей Мухин называет два наиболее вероятных варианта решения проблемы:  «Первый: везти вагоны порожними из Китая и распределять их по России. Но этот способ экономически не выгоден. Наша компания, скорее всего, если и пойдет на такой шаг, то точечно. Второй вариант – это контейнеризация неконтейнерных грузов. Это самый перспективный вариант на сегодняшний день».

Валерий Денисов (Контейнерный терминал «C.I.T.») также называет контейнеризацию неконтейнерных грузов наиболее вероятным способом решением проблемы: «Это контейнеризация внутрироссийских перевозок, особенно на расстояния свыше 2000 км, и развитие поставок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в число которых входят многие страны ближнего зарубежья. Развитие этих направлений грузоперевозок должно скомпенсировать образовавшийся дисбаланс объемов грузопотоков, обеспечив контейнерами растущий рынок экспортных отправок».

 По словам экспертов, в сложившейся ситуации дефицита гарантировать экспортные и импортные контейнерные отправки смогут крупные компании-экспедиторы и логистические провайдеры. Это могут быть компании и холдинги, имеющие в своем арсенале контейнерное оборудование, подвижной состав, морские линии, портовые и тыловые терминалы, а также компании, успешно развивающие логистический сервис по принципу организации поставок «дверь-в-дверь». Доверять здесь следует организациям с хорошей репутацией и обеспечивающих обработку значительной доли рынка грузоперевозок в своем сегменте.

Justmedia.ru

К списку публикаций