29 июля 2015

За I полугодие 2015 года, по данным ОАО «РЖД», наилучшую динамику показала перевозка зерна (+15% к аналогичному периоду прошлого года). Причем в последнем месяце завершившегося сельхозсезона железнодорожная погрузка зерна выросла на 69,4% к июню 2014-го. Однако в июле на смену положительному тренду пришел отрицательный. За месяц падение составило 8,4%. В связи с этим за 7 месяцев темпы роста снизились до 11,7%

Падение объемов связывают с введением с 1 июля новой экспортной пошлины. Предполагается, что новый способ ее расчета (50% от цены реализации продукции минус 5,5 тыс. руб. за 1 т, но не менее 50 руб. за 1 т) позволяет оперативнее контролировать продажи по экспортным сделкам, что, в свою очередь, будет способствовать более мягкому по сравнению с предыдущим механизмом (15% от цены контракта плюс €7,5, но не менее €35 за 1 т) регулированию экспортных объемов и цен. Однако, по данным «Прозерно», за июль 2015-го было экспортировано 1,28 млн т пшеницы, хотя обычно июльские поставки превышают 2 млн т. так, в 2014-м было экспотировано 2,7 млн т, в 2013-м – 2,1 млн т.

Как комментируют участники рынка, основным движущим фактором роста объемов перевозок зерна на внутреннем рынке стало введение с 1 февраля 2015-го экспортной пошлины. При этом переориентация грузопотоков привела к снижению внутренних цен на 17,6% за период с февраля по май. Вместе с тем ОАО «РЖД» отмечало рост объемов перевозок в адрес не только отечественных мукомолов и переработчиков, но и интервенционного фонда. По данным Минсельхоза России, в 2014/2015 сельскохозяйственном году государством было закуплено порядка 1,2 млн т зерна, что в 2 раза превысило объемы закупок в предыдущем сезоне.

«На экспортных направлениях первый всплеск торговой активности был зафиксирован в январе 2015 года, что было обусловлено ожиданиями введения пошлины с 1 февраля», – отмечает генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Елена Кунаева. Второй пик произошел в мае, когда сняли пошлины и обсуждали ввод новых ограничений. В июне, когда стало известно, что новые регламенты начнут действовать с 1 июля текущего года, рост перевозок зерна только усилился.

«Отмена экспортной пошлины с 15 мая 2015-го, а также низкие закупочные цены внутри страны позволили повысить рентабельность экспортных операций и дали возможность российским экспортерам установить конкурентоспособные цены, что привело к росту спроса на российское зерно с середины текущего года. Так, в июне средняя цена на пшеницу на базисе FOB Черное море составляла $190–195 за 1 т, при этом цены конкурентных сортов из Франции находились на уровне $199, США – $209», – разъясняет Е. Кунаева.

В ОАО «РЖД» полагают, что в июле – августе общая динамика объемов экспортных сделок будет отставать от прошлого года в среднем на 15%, что обусловлено началом действия нового механизма расчета экспортной пошлины.

Rzd-Partner

К списку публикаций