18 августа 2015

Скорая отставка главы ОАО РЖД Владимира Якунина, которую вчера подтвердили на высшем уровне, сама по себе не решит проблем монополии. Преемнику топ-менеджера (с его кандидатурой, судя по всему, пока так и не определились) предстоит традиционная борьба за сокращение расходов ОАО РЖД. При господине Якунине, говорят эксперты, принципиально решить проблему дефицита бюджета компании не удавалось, и проблему купировали повышением тарифов или за счет различной господдержки. Но аналитики не ждут, что государство и при новом руководителе монополии в прежнем объеме продолжит политику "заливания деньгами" проблем ОАО РЖД

Грядущая отставка президента ОАО РЖД Владимира Якунина приобретает все большее сходство с реальностью. В ночь на вторник глава монополии подтвердил, что после выборов в Совет федерации планирует оставить пост, а уже затем в структурах ОАО РЖД и близких к нему организациях получили телеграмму, в которой господин Якунин признавался, что получил предложение "продолжить работу по защите интересов граждан страны... в качестве представителя в Совете федерации". Но при этом топ-менеджер особо оговорил, что финальное решение — за руководством страны.

Руководство страны вчера в лице президента Владимира Путин заявило, что Владимир Якунин сам решил оставить свой пост. Глава государства добавил, что, когда руководитель ОАО РЖД вернется из отпуска, он еще с ним об этом поговорит (господин Якунин в отпуске до конца августа, пока его замещает первый вице-президент монополии Вадим Морозов). Впрочем, один из собеседников "Ъ" уверяет, что решению господина Якунина предшествовала и встреча с господином Путиным до отпуска. Тогда, по словам источника "Ъ", якобы состоялся "тяжелый разговор", в частности, о том, что глава монополии не в состоянии снизить ее расходы.

При этом если с уходом топ-менеджера ясность в целом наступила, то о последствиях ухода Владимира Якунина для ОАО РЖД и отрасли в целом собеседники "Ъ" говорят гораздо менее уверенно. Так, список его потенциальных преемников, которым предстоит решать проблемы монополии (см. также на стр. 3), за сутки разросся до гомеровских размеров: источники "Ъ" называли практически всех действующих и бывших чиновников, имевших отношение к ОАО РЖД (в том числе экс-председателя совета директоров монополии Кирилла Андросова — высокопоставленный источник "Ъ" в правительстве считает его шансы наивысшими), и даже бывшего и нынешнего директоров ФСБ Николая Патрушева и Александра Бортникова. Такой разброс кандидатур может свидетельствовать как о том, что преемник еще не определен, так и о том, что его имя еще не донесено даже до руководителей ОАО РЖД. Большинство источников "Ъ" в отрасли считают наиболее вероятной кандидатурой помощника президента Игоря Левитина как человека с опытом в отрасли и большим политическим весом.

Более того, преемнику господина Якунина ОАО РЖД достанется в сложнейшем финансовом состоянии: расходы монополии растут, бюджетный разрыв и зависимость от господдержки увеличиваются, замечает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Ранее ОАО РЖД оценивало, что безубыточности в 2016 году может достичь лишь при росте тарифов на 17,7%, а при меньшем росте (на 7,5-15,7%) ему потребуется 26-130 млрд руб. господдержки. При планируемом максимуме индексации в 10% госпомощь монополии Минтранс оценивает в 75 млрд руб. По мнению замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, кто бы ни пришел на место господина Якунина, проблема дисбаланса доходов и расходов — первая из проблем, которую придется решать. ОАО РЖД при новом руководстве "точно не будут заливать деньгами", говорит эксперт, поэтому компания будет существовать в дефиците, тогда как до сих пор эта проблема решалась в том числе за счет частичного госсубсидирования капитального ремонта.

От монополии требуют сокращения издержек, и хотя расходы растут медленнее инфляции, цены на закупаемое сырье растут гораздо быстрее, так что в реальности экономия выражается в просрочках по ремонтам. При этом, говорит господин Савчук, оперативная статистика по объему погрузки не показывает положительной динамики, и проблемы с погрузкой, судя по всему, не закончатся и в 2016 году. Михаил Бурмистров соглашается, что просвет в этом плане наступит не раньше 2017 года. Погрузка по январю--июлю упала на 1,6%, и ОАО РЖД допускает, что по итогам года она упадет на 2,5%, хотя изначальный прогноз составлял 1,1%. В итоге доходность ключевых участников рынка — железнодорожных операторов резко упала, а в отрасли сформировался стойкий профицит предложения (несколько сотен тысяч лишних вагонов), справиться с которым пока не удается.

Также главе ОАО РЖД придется решать проблему с пассажирским комплексом, добавляет господин Савчук. Реформа железных дорог в России, вопреки опыту зарубежных стран, предполагает отказ от дотирования пассажирского транспорта, но без господдержки эти перевозки сохранятся только на единичных направлениях или в крупных агломерациях. Третья проблема — целесообразность либерализации рынка перевозок. "Все это нужно решать уже сейчас, поскольку идет бюджетный процесс на 2016 год, определяется индексация тарифов и субсидий",— говорит Владимир Савчук. По мнению господина Бурмистрова, для вывода ОАО РЖД из кризиса новый руководитель может перевести инвестпрограмму на ту или иную разновидность лизинговой схемы, уходя от прямых закупок, сблизить тарифы на перевозку угля и высокодоходных грузов, повысить эффективность работы с грузовладельцами

Коммерсант

К списку публикаций