25 июля 2013

Законопроектом предусматривается внесение в федеральные законы «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» изменений, направленных на совершенствование рыночных механизмов в сфере железнодорожного транспорта.

Актуальность предлагаемых изменений обусловлена необходимостью улучшения правового регулирования взаимоотношений участников перевозочного процесса в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

В настоящее время в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. В связи с этим пути общего пользования фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределённое время в ожидании наиболее выгодного груза.

Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, способствует созданию искусственного дефицита провозных мощностей, появлению «узких мест».

Законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки.

Указанные нормы будут стимулировать участников перевозочного процесса эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижного состава.

Законопроектом также предлагается внесение изменения в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части актуализации понятия «оператор железнодорожного подвижного состава», которое учитывает сложившуюся практику деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.

Данное изменение позволит провести чёткую грань между оператором – профессиональным участником услуг рынка по предоставлению железнодорожного подвижного состава и собственником вагона, фактически не участвующем в перевозочном процессе, деятельность которого зачастую сводится к передаче в аренду принадлежащих ему вагонов.

В целом реализация положений законопроекта на практике позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся систему отношений на железнодорожном транспорте и обеспечить выполнение одной из главных задач железнодорожного транспорта – своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в перевозках (оригинал статьи).

К списку публикаций